Крипторхизм

Во втором полугодии жизни ребенка совершается очередной шаг в развитии речи. Гуление предыдущих этапов преобразуется в более совершенную форму — лепет. Ребенок учится выговаривать слоги, а затем простые односложные слова, придавая им определенное значение. В 6–7 мес

ребенок начинает понимать речь взрослого. Понимание значений названий определенных предметов — одно из необходимых условий активной речи ребенка, появления первых слов. В 8–9 мес ребенок внимательно прислушивается, когда слышит свое имя. С 9 мес формируется истинное ситуационное понимание обращенной к нему речи, ответ действием на словесную инструкцию, например, отыскивание игрушек, ребенок делает “ладушки” в ответ на просьбу и др. При воспитании ребенка на этом этапе внимание должно быть по-прежнему обращено на развитие сенсорных и умственных способностей (зрительное и слуховое восприятие, речь и др.). С 10–11 мес у ребенка проявляется реакция на звук в связи со значением этого звука. Следует обратить внимание на то, как ребенок слушает музыку. В конце первого года у ребенка начинает развиваться мышление. Это связано с развитием речи, со способностью на основе слова обобщить предметы. Появляется возможность регулировать поведение ребенка путем речевой инструкции. Большое значение в развитии мышления играет дальнейшее совершенствование хватательной способности, мануальных манипуляций, при этом ребенок приобретает опыт различных действий и их обобщений, что является генетическими корнями мышления и речи. Важно привлечение и поддержание внимания. На 10-м месяце поддержание внимания достигают путем демонстрации ребенку новых свойств объекта и возможных манипуляций с ним. Совершенствовать действия с игрушками и предметами в этот период можно с помощью разных игр (с мячом, с шаром, пирамидками и др.), с катанием, бросанием, а также вкладыванием одного предмета в другой, закрыванием и открыванием коробок, крышек и пр. Важным моментом в подобных действиях является то, что у ребенка появляется стремление достичь определенных результатов. У ребенка в это время проявляется интерес ко всем людям и вещам, так называемая “разведывательная деятельность”. Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что способности детей — “на кончиках их пальцев”. Необходимо развивать “ручную” умелость ребенка уже на первом году жизни. Медицинским работникам следует разъяснить это родителям и рекомендовать игрушки в виде пирамид с кольцами, со вставлением предметов в отверстия или углубления и т. п. Наблюдения показали, что на 8-м месяце ребенок все чаще использует способ хватания “клешней”, на 9-м месяце все чаще начинает хватать пальцами, на 10-мяце мес вкладывает пальцы в отверстия, на 11-м месяце пытается манипулировать (зачатки специфических манипуляций). Манипуляции создают удобные условия для познания предметов, их свойств и назначения, способствуют развитию предметной деятельности. На 12-м месяце

ребенок долго играет, если окружен игрушками. Имеются зачатки манипуляционных игр. В возрастном периоде от 9 до 12 мес важны реакции ребенка на речевое общение. Наблюдается начало развития регулирующей функции речи: “дай”, “на”, “нельзя” — действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам. К концу года при соответствующем обучении ребенок понимает и выполняет 5–10 инструкций; например, “принеси то-то”, “нельзя брать в рот то-то” и др. Невыполнение их чаще связано с педагогической запущенностью. Первые осознанные слова могут быть произнесены ребенком в 9–10 мес, а к концу года словарный запас составляет 8–10 слов. Развитие речевого общения является показателем хорошего психического развития ребенка. Задержка появления у ребенка адекватной реакции на речь и понимания обращенной речи характерна для нарушения психического развития. Таким образом, стимулирование посредством движения развивает организм ребенка раннего возраста не только физически, но и психически.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Мое меню